Этнографическая карта Иркутской области

БЕЛОРУСЫ
ТАТАРЫ
ЧУВАШИ
ТОФАЛАРЫ
БУРЯТЫ

Белорусские традиции

Особенности характера любого этноса находят отражение в его культуре, творчестве и традициях. Белорусы – яркий тому пример.

Белорусы имеют богатое культурное и духовное наследие, которое формировалось на протяжении веков и передавалось из поколения в поколение.

Традиции и обычаи Белорусского народа являются достоянием и неотъемлемой частью достижений мировой цивилизации. Они представляют собой важнейший источник творческих сил народа. Их сохранение — наиболее эффективное средство национального развития. Традиции и обычаи белорусов очень похожи на славянские. Они взяли в себя всего по чуть-чуть от обычаев Польши, Литвы, России и Украины.

Жилище

Раньше в сибирских деревнях дома обносили высокими глухими заборами. У белорусов же было принято по-другому: перед домом обязательно был палисадник, обнесенный низким забором. В его границах высаживали цветы и рябину, которая считается оберегом дома. Данную традицию белорусы продолжили соблюдать и на новом месте проживания, в Иркутской области.

Белорусы всегда славились любовью к порядку и труду. Дома они ставили настолько прочные, что некоторые из них сохранились и поныне. Низкие потолки, русские печи, деревянные полы, прочные стены – такие избы построены на века. В них до сих пор живут потомки первых переселенцев. Улицы были всегда широкие, через каждые шесть домов – переулок.

Традиционно аккуратность и трудолюбие считались главными качествами белорусов. Так, каждый старался показать, что у него чище двор, быстрее посажен огород, ровно сложены дрова в поленнице. Сегодня их дети и внуки также стараются соблюдать былые традиции, чтобы всегда в доме было чисто и во дворе царил порядок.

Традиционный костюм

Одна из важнейших характеристик белорусского костюма –необыкновенная устойчивость традиции. Сквозь толщу времен до нас дошли древние формы, чистота орнаментальных мотивов, господство белого и красного цветов.

Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды). На белом полотне для фартуков, головных уборов, рубах ткали или вышивали красный геометрический орнамент (знаки солнца и земли). Обязательный атрибут и мужского и женского костюма – ткацкий пояс.

Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в женской одежде, состоящей из длинной холщовой искусно украшенной сорочки, юбки (андарак, саян, понёва, сподница и др.), фартука, декор которого гармонировал с узорами сорочки. В женский костюм мог входить гарсет (жилет), богато украшенный многочисленными вышивками и декоративными нашивками. Головной убор являлся важным элементом одежды, который идентифицировал возрастную группу и семейное положение женщины. Девушки часто ходили с непокрытой головой. Замужние женщины обязательно покрывали голову платком или намиткой, а также нередко носили чепцы. В разных регионах Сибири можно встретить рассказы о том, что к середине ХХ в. наиболее распространенными женскими головными уборами оставались платки. Во многих переселенческих деревнях их называли белорусским словом «хустка». В случае отсутствия покупных тканей, летние платки шили из тонкого домотканого полотна. Зимой женщины носили шерстяные платки и шали.

 В типичном варианте традиционный комплекс мужской одежды белорусов состоял из длинной (почти до колен) сорочки (рубахи) из домотканого полотна с отложным или стоячим воротником. Он имел разрез-застежку по центру в отличие от рубах русских, для которых был характерен разрез сбоку. Сорочки чаще всего были белого цвета и носились навыпуск под пояс. Орнаментальные украшения имели лишь праздничные мужские сорочки.

Штаны, которые некоторые переселенцы называли портками или наговицами, шились из домотканого полотна или сукна. В Сибири мужские штаны переселенцы могли красить лиственничной корой для придания им темно-коричневого цвета. Летний головной убор изготавливали из соломы, а зимой носили меховые шапки. Чаще всего их делали из овечьей, реже – из собачьей шерсти. Охотники могли изготавливать шапки из меха пушных зверей.

К наиболее распространенным видам верхней одежды белорусов относят изготовленную из домотканого сукна свиту (свитку, сермягу и др.) и овчинный тулуп – кожух. На территории Сибири у белорусов со временем все чаще стали получать распространение меховые шубы, полушубки и тулупы из овчины, принципы изготовления которых заимствовались у русского старожильческого населения. При этом мужская и женская верхняя одежда белорусов, как правило, не имела существенных различий. Исключение могли составлять лишь длина, цвет и наличие декоративного оформления некоторых видов верхней женской одежды. Рукавицы, носки и чулки вязали из овечьей шерсти.

Большой интерес представляет процесс трансформации традиционной обуви белорусских переселенцев. Наиболее распространенным видом обуви у белорусских крестьян были лапти. В воспоминаниях некоторых переселенцев сохранились рассказы о том, что при выборе нового места для жизни их предкам было важно наличие поблизости липы для изготовления лаптей. В случае отсутствия липового лыка переселенцы делали лапти из лозы или бересты. Жители д. Черчет Тайшетского района первоначально плели березовые лапти, которые не отличались большой надежностью: «Батька сплетет лапти, пойдут на покос, а оттуда вечером уже идут босые. Порвутся». Под лапти на ноги надевались онучи, представлявшие собой квадратный кусок домотканого холста.

Кожаную обувь (сапоги, чирки, броднии др.) белорусские переселенцы, в большинстве случаев, заимствовали у русского старожильческого населения. Валенки первоначально приобретались у старожилов или у переселенцев из северных губерний. на территории Баяндаевского района ввиду сильных зимних морозов переселенцы стали приобретать у живших поблизости бурят меховые унты.

Традиционные виды одежды белорусских крестьян-переселенцев продолжали играть важную роль в их бытовой культуре в период с конца XIX в. до 1950–1960-х годов. За этот отрезок времени традиционный комплекс одежды белорусов, проживающих на территории Иркутской области, претерпел ряд трансформаций, связанных с необходимостью адаптации к иным природно-климатическим условиям, заимствования у нового этнического окружения, а также обусловленных общими процессами вытеснения домотканой одежды промышленными образцами.

Народные праздники, отмечаемые на территории Иркутской области

Каляды – 7 января, хотя обычно колядуют уже с 25 декабря. Зорка (звезда) в руках участников обряда символизирует борьбу с темными силами, на время победившими Солнце.

15(2) февраля – Грамнiцы. Накануне в субботу семья собирается в полном составе и делает свечу. Иногда делают очень большие свечи – до полутора метров. Путём высекания искры зажигается костёр, от него участники праздника зажигают свечи. В этот момент надо обязательно думать о хорошем, и свеча наполнится особой силой. Она отведет от деревни гром и молнии, поможет с урожаем. Также грамничные свечи используют в свадебных обрядах, их дают в руки умирающему, чтобы пламя осветило ему путь на тот свет и очистило душу от грехов.

Гуканье Вясны– один из самых позитивных праздников, кликанье весны. Начинают праздновать с весеннего равноденствия в течение месяца. Девушки, дети поют песни-веснянки, водят хороводы, играют в игры с обязательным действием – топаньем, чтобы пробудить Землю, долгое протяжное «У-у-у» в песнях и звук окарин (духовой инструмент из глины) – весь этот шум, чтобы Весна видела, что её ждут и ей пора приходить.

Купальле – день летнего солнцестояния, самая короткая ночь. Так же, как и 25 декабря, это переломный момент в природе, когда Солнце меняет курс с Лета на Зиму, ожидается «разгул нечистой силы». В столь ответственный момент люди должны собраться все вместе и следить друг за другом, чтобы ничего плохого ни с кем не случилось: Леший в лес не унёс, Русалка до смерти не защекотала. На закате принимается эстафета у Солнца: высекается искра, поджигается костёр, который горит до момента восхода Солнца. Всю ночь люди веселятся – главное, чтобы не заснуть и следить, чтобы не погас костёр. И когда Солнце взошло, покупалось в воде, очистило её от нечисти, можно уже купаться и гадать. С праздником Купалье связан один из самых древних славянских обычаев – плетение венков. В этот период растения, как верили славяне, приобретают чудодейственные, лечебные свойства и отгоняют всякую нечисть.

Дажынкi – праздник последнего снопа. Хозяин приглашает жней на своё поле, они ему жнут и проводят обряд «завивания бороды» –последние колоски подвязывают красной лентой (веревочкой), между ними чисто пропалывают рукой, покрытой рушником, обильно поливают, делается жертвоприношение земле: подносятся хлеб, соль и три колоска, всё это закапывается в землю. Для хозяина с последней полосы собирают сноп, и следующая посевная начинается именно с этих зерен. За то, что работницы ему всё отжали, хозяин должен их щедро угостить.

Дажынкi, передача снопа гаспадару

В сентябрьское осеннее равноденствие 21–22 сентября проводится ещё одно мероприятие, связанный с урожаем – праздник Багач.

Фотогалерея областного праздника «Багач» в музее «Тальцы» (сентябрь, 2022 г.)

День поминовения предков – Дзяды – отмечается 1–2 ноября. Есть весенние Дзяды, или Радоница, но осенние Дзяды почитаются у белорусов больше. На могилах предков проводят уборку, после чего вся семья собирается в доме, все вспоминают умерших родственников. Накрывается богатый стол, самый старший участник этой встречи зажигает грамничную свечу. Собравшиеся зовут предков: приходите, посмотрите, как мы тут живём, помогите советом. На ночь вся еда остаётся на столе – для «дзядов».

Источники:

Текст научной статьи по специальности «История и археология»  «ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА БЕЛОРУССКИХ КРЕСТЬЯН-ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: ИСХОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТРАНСФОРМАЦИИ 1» автор Роман Юрьевич Федоров Тюменский научный центр Сибирского отделения РАН, г. Тюмень, Российская Федерация www.volsu.ru

Дополнительная информация:

http://belarusirk.ru

Белорусы, переселение в Сибирь / Иркипедия. URL: http://irkipedia.ru/content/belorusy_pereselenie_v_sibir.

Белорусы // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009) / Иркипедия. URL: http://irkipedia.ru/content/belorusy_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009.

Камаедзiцэ / Иркипедия. URL:http://irkipedia.ru/content/kamaedzice

Научиться танцевать и делать мужской головной убор можно на Днях белорусской культуры в Иркутске / Орда Инфо. URL:  https://orda-info.online/nauchitsya-tancevat-i-delat-muzhskoj-golovnoj-ubor-mozhno-na-dnyah-belorusskoj-kultury-v-irkutske/

Артисты из Минска выступили в селе Тургеневка Баяндаевского района/ Орда Инфо. https://orda-info.online/artisty-iz-minska-vystupili-v-sele-turgenevka-bayandaevskogo-rajona/