Этнографическая карта Иркутской области

БЕЛОРУСЫ
ТАТАРЫ
ЧУВАШИ
ТОФАЛАРЫ
БУРЯТЫ

Чувашские традиции

Чувашский народ бережно относится к обычаям и традициям своих предков. Как в древности, так и сегодня чуваши проводят старинные праздники и обряды. Чувашский народ обладает богатой и уникальной культурой. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла, бережно хранят память о своём прошлом.

«Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», — гласит чувашская народная пословица.

Жилище

Особенности проживания чувашей в Сибири сказались на их поселениях и жилище. Практически все деревни чувашей-сибиряков относятся к типу поселения чувашей-анатри. Они были расположены линейно, чаще всего вдоль небольших речек; если же улиц было больше одной, то вторая располагалась под прямым углом к первой, чтобы не сокращать площадь огородов.

В домах пол изначально устраивали глинобитный либо просто земляной, позднее стали делать дощатые полы в связи с суровым климатом. Стены жилищ обмазывали глиной и белили. Непременным элементом была печь (хамата). До середины 1960-х гг. обязательной принадлежностью чувашской избы в Сибири были нары, размещавшиеся у стены.

Основное традиционное занятие — земледелие, Главные зерновые культуры — рожь, овёс, ячмень, реже сеяли пшеницу, гречиху, горох. Из технических культур возделывали лён, коноплю. Было развито хмелеводство. Животноводство (овцы, коровы, свиньи, лошади) из-за недостатка кормовых угодий было слабо развито. Издавна занимались пчеловодством.

Традиционный костюм

Основной женской плечевой одеждой чувашей в конце 19 – первой трети 20 вв. была глухая полотняная рубаха-платье (кебе), имевшая прямой туникообразный покрой. Шили ее, как правило, из беленого льняного холста. Поверх нее надевался отрезной фартук, сшитый из яркой ткани, украшенный вышивкой, кружевами или оборками. На ногах носили вязаные чулки или толстые шерстяные носки. Лапти использовались в быту сибирских чувашей до начала 1950-х гг., лишь в праздники вместо них надевали сапоги. На голове чувашки-сибирячки носили повязку с вышивкой, нередко обшитую бисером. Распространенные в Чувашии головные уборы тухья и хушпу сибирским чувалам были известны, но встречались не часто.

Зимой женщины носили теплые отрезные платья из пестряди, поверх которых надевали верхнее распашное платье – сукман. В холодную погоду и женщины и мужчины носили меховые отрезные распашные шубы (мехом внутрь).

Мужской костюм чувашей был достаточно традиционен. Он состоял из короткой полотняной рубахи, штанов из пестряди, онучей и лаптей. Рубаху прямого покроя носили навыпуск. Подпоясывали ее тонким поясом с небольшими кистями на концах. Воротник, рукава и низ рубахи, как правило, украшали вышивкой. Летом мужским головным убором служила суконная шапка или покупной картуз, зимой – меховой треух, воспринятый у местного русского населения, или шапка типа папахи.

Чувашские мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой. А учились вышивать с пяти-шестилетнего возраста. К 12-14 годам девушки, освоив секреты мастерства, многообразие техники, становились прекрасными вышивальщицами. Каждый узор таил в себе символы, которые оберегали человека от болезней, несчастий. Чудесной вышивкой украшалась одежда, особенно свадебная. Это набедренные украшения, пояса. Каждая деталь узора, каждый цвет наполнен символом. Чуваши в прошлом поклонялись огню, воде и земле, поэтому основные цвета чувашского орнамента – красный, желтый, черный. В цветовой гамме большую роль играл белый фон.

Традиционный комплекс одежды сибирских чувашей бытовал до конца 1940-х гг., когда из обихода исчезли ткани домашней выделки, традиционные обувь и мужские рубахи. В быт прочно вошла валяная обувь, фабричные рубахи и платья, шерстяные платки.

Народные праздники, отмечаемые на территории Иркутской области

Çаварни — веселый праздник проводов зимы и встречи весны, соответствует русской масленице. Празднование саварни приурочивалось к периоду весеннего равноденствия и начиналось в четверг. У большинства чувашей cаварни продолжался две недели. Первая неделя называлась асла cаварни — «большая масленица», а вторая — кесен саварни «малая масленица». Позднее, в связи с распространением христианства, чувашский cаварни совпал с русской масленицей, и его начали отмечать в течение одной недели от воскресенья до воскресенья.

Улах, Ларма — это старинный чувашский обряд, который проводили только зимними, длинными вечерами. «Улах» в переводе с чувашского означает посиделки. Девушки пряли пряжу, вышивали, вязали, а парни латали валенки, плели лапти. Молодые люди на таких праздниках не только рукодельничали, но и пели песни, шутили и рассказывали сказки и небылицы, играли в различные игры.

Сурхури — это старинный чувашский праздник зимнего цикла, отмечаемый в период зимнего солнцестояния, когда день начинает прибывать. Сурхури обычно празднуется в течение одной недели. После принятия христианства, этот национальный праздник нового года совпал с христианским Рождеством (Раштав) и продолжается до Крещения (чуваш. Кăшарни, Шуçи). Во время празднования Сурхури проводятся обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.

Мункун — это старинный чувашский обрядовый праздник, означающий встречу нового года (новой весны) по древнему чувашскому календарю. Издавна Мункун начинают проводить в среду и празднуют целую неделю. К этому празднику готовились тщательно: начищали избу, варили сара, красили яйца.

Акатуй (свадьба плуга и земли) — древнейший  народный чувашский праздник в честь окончания весенних посевных работ. Символизирует любовь к родной земле-кормилице, зарождению новой жизни. Когда завершаются посевные работы, идет обряд последней борозды, где чуваши прославляют и угощают землю, восхваляя ее. Все участники в праздничном чувашском одеянии устраиваются на начале поля лицом на восток. Старшие, обращаясь к духам земли словами глубокой благодарности и к богу Тура патне, читают молитву и просят о хорошем урожае и благодатной погоде. Сопровождался состязаниями, приготовлением обрядовой каши и пива. Этот праздник проходит в Зиминском районе, д. Успенский-3.

Акатуй, Обряд последней борозды. пос.Успенский-3, 2021
Акатуй, Обряд последней борозды. пос.Успенский-3, 2021
Акатуй, Обряд последней борозды. пос.Успенский-3, 2021
Акатуй, Обряд последней борозды. пос.Успенский-3, 2021
Акатуй, Обряд последней борозды. пос.Успенский-3, 2021
Акатуй, Обряд последней борозды. пос.Успенский-3, 2021

Чўклеме — обряд освящения нового урожая жертвоприношением духам природы, умершим предкам, сопровождавшийся угощением всех сородичей. Готовясь к обряду Чўклеме, хозяйка варит пиво из нового солода. На подготовку солода требуется около двух недель, варка сусла занимает полторы — двое суток. Готовое сусло разливают в дубовые бочки и ставят в погреба. Там оно бродит три- четыре дня. Накануне Чўклеме с вечера хозяйка творит тесто, а утром замешивает. Пока топится печь, тесто поднимается. Хозяйка берет тесто из квашни и начинет формовать xлебы.

Источники:

Информация предоставлена общественной организацией «национально-культурная автономия чувашей Иркутской области «ЮЛТАШ»

Диаспоры в западной Сибири: особенности этнокультурного развития сельских сообществ в конце 19 – начале 21 в. Автор: Коровушкин Дмитрий Георгиевич

Методическая разработка по технологии на тему «Народы Сибири – Чуваши», автор Акулич Светлана Павловна, Опубликовано 20.01.2016 

https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2016/01/20/narody-sibiri-chuvashi