Этнографическая карта Иркутской области
Бурятские традиции
Буряты издавна были кочевниками, занимались скотоводством и охотой, жили в суровом сибирском климате. Данные факторы находят отражение в бурятских традиционных жилищах и костюме.
Традиционным видом жилища у бурят являлась юрта — дом без углов, материалом изготовления которой служили войлок (hэеы гэр) и дерево (модон гэр). На крыше юрты можно разглядеть отверстие (тооно), которое служило в юрте единственным источником света. Чем шире окно, тем в юрте было светлее, но очень широким его делать было нельзя, иначе дождь мог залить вещи внутри самой юрты. С дымовым отверстием у бурят были связаны многие религиозные обряды. Через него «брызгали» предкам и небесным божествам и воссылали к ним молитвы. Через него в юрту проносили некоторые религиозные вещи, которые нельзя было проносить через дверь. Дверь в юрту ориентирована на юг. Внутри юрты над священными предметами вешались онгоны — изображения духов. По бурятской традиции юрта делилась на две половины получалось, что женская часть была левой, а мужская – правой.
Более подробно ознакомиться с традиционными бурятскими юртами и их внутренним обустройством можно в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» на 47 км. Байкальского тракта.
По мере колонизации Иркутской области русскими, роста городов и сел, развития промышленности предприятий и хлебовашества усливается процесс сокращения кочевания и переход к оседлости.
Буряты начали селиться более компактно, образуя значительные по размеру поселения. Под влиянием русских началось строительство срубных домов, амбаров и других надворных построек, окружали усадьбу изгородью.
Буряты, занимавшие лесостепные зоны, перекочевывали 2 раза в год — в зимники и летники, в виде деревянных юрт.
Непременным атрибутом бурятского двора являлась коновязь (сэргэ) в виде столба высотой около 2 м, которая была предметом почитания.
Бурятский национальный костюм — это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух.
Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах — дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл имел покрытие из хлопчатобумажной ткани, а праздничный — из шелка, бархата.
Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Украшались камнями, серебряными пряжками. На поясе носились нож, огниво и другие принадлежности.
Национальная одежда монголов и бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длина дэгэла закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью — на одну полу можно прилечь, а другой — укрыться. Насчитывается около 400 видов дэгэлов, 20 видов национальной обуви и 10 видов поясов.
Женская одежда (халат, безрукавка) имеет возрастные особенности, она строго соответствует возрасту женщин, меняется в соответствии с переходом из одного возраста в другой и с изменением положения в обществе, семье. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делались из далембы, а нарядные — из шелка в полоску. В возрасте14-15 лет девушки меняют прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.
Выходя замуж, девушки заплетают две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собираются близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы расчесывают гребнем матери жениха, в отличие от обряда русских, где, наоборот, из двух девичьих кос заплетали одну женскую. Тип украшений бурятских женщин рассчитан на парную косу.
Женский свадебный наряд — дэгэлэй — надевается поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез.
Верхняя одежда замужних женщин отрезается по линии талии. Летние женские халаты чаще всего шьют из синей чесучи, линию шва закрывают только в передней части декоративной тесьмой.
Одежда женщин пожилого возраста отличается упрощенностью форм и украшений. Будничные халаты выполнены из тканей подешевле и темных оттенков, рукава отличаются легкостью по сравнению с другими нарядами. Дополняющая наряд безрукавка (Уужа) — обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен и родов.
Существует уужа двух видов — короткая и длиннополая. Короткая безрукавка (эсэгын уужа) заканчивается на линии талии, это связано с древним бурятским обычаем, когда женщина в присутствии мужчин, в особенности свекра, могла появляться только с покрытой головой и спиной, то есть в шапочке и безрукавке. Женщины использовали яркие ткани с глубокими проймами, узенькой спинкой, прямым разрезом впереди.
Длиннополые уужа носят предбайкальские буряты в Эхирит-Булагатском, Качугском, Ольхонском районах, тункинские, баргузинские и агинские буряты Забайкалья. В основном для изготовления такой безрукавки брался короткий вариант, к которому пришивали прибранную на талии длинную юбку с разрезом сзади. Такая уужа используется для езды и назвается морин уужа.
Женские украшения. Кроме традиционных серег, колец, браслетов и шейных украшений, присутствовали и другие – височные кольца, нагрудные украшения, нарядные пояса, коралловые бусы, серебряные подвески. У некоторых родов существовали наплечные украшения, боковые подвески на пояс, украшения для волос, амулетницы. Женские украшения показывали не только принадлежность роду, но и достаток семьи, социальный статус.
Головные уборы и обувь. Зимней обувью бурят были унты, которые делали из кожи жеребят. Осенью и весной носили сапоги, носы которых были заостренными, летом носили обувь из конского волоса, которая прикреплялась к кожаной подошве.
И мужчины и женщины обязательно носили головной убор. Головные уборы были разнообразными и различались у различных родов. У западных бурят головной убор имел форму колпака, отороченный по нижнему краю мехом. Верх шился из бархата или другой ткани, украшался вышивкой, бусинами из коралла, тесьмой. Мех использовался из выдры, оленя, рыси, соболя.
Также носились шапки типа ушанок из меха с длинным ворсом – лисы, песца.
Сагаалган – это праздник Белого месяца, или Новый год по лунному календарю, остается главным праздником у бурят. Считается, что в конце зимы – начале весны с новолунием начинается новый восточный год. Встреча Нового года начинается не в полночь, а с первыми лучами солнца, в первый день нового года. Считается, что кто не встретил Новый год рано утром, тот проспал свое благополучие на весь следующий год.
Активная подготовка к Сагаалгану начинается с обряда очищения (дүгжүүбэ).
Когда все религиозные обряды завершены, начинаются визиты к родственникам, в первую очередь к самым старшим, и продолжаются целый месяц после наступления Сагаалгана.
Обязательно для праздничного застолья приготавливаются белые продукты из молока. Белый цвет символизирует благополучие.
В Иркутске проходят традиционно народные празднования Сагаалгана: открытие сопровождается большим Ёхором и концертом, по области проходят большое количество различных мероприятий, завершается празднование большим гала-концертом.
Сурхарбаан —бурятский спортивный народный праздник, переводится как «стрельба в сур (кожаную мишень)». Проводится после завершения весенних сельскохозяйственных работ.
Соревновательная программа Сурхарбана традиционна. Первый вид соревнований на Сурхарбане – национальная бурятская борьба бухэ барилдаан. По правилам схватки в бурятской национальной борьбе длятся до тех пор, пока кто-либо из борцов не коснется земли. Лучшему из лучших по традиции присуждается звание абсолютного чемпиона, а в качестве приза – живой баран.
Второй вид, который пользуется не меньшей популярностью, чем борьба, это стрельба из лука. Соревнования проходят между мужчинами и женщинами.
Кульминация Сурхарбана – конные скачки. В программе конных испытаний рысистые заезды, конкур (прыжки через препятствия высотой до 120 см) и верховые скачки.
В развлекательную программу неизменно входят смотр народных костюмов, выступления национальных певцов и зажигательных танцовщиков ёхора.
Традиционно проводятся районные состязания, на которых определяются победители. Затем уже лучшие из лучших соревнуются на областном празднике.
Областной Сурхарбан проводится ежегодно в первое воскресенье июля.
Ёрдынские игры — древний традиционный праздник кочевых народов Востока. Международный этнокультурный фестиваль. Более 20 лет Ёрдынские игры позволяют сохранять традиции коренных кочевых народов Прибайкалья. Проводятся один раз в два года.
Источники:
ИОГБУК «Центр культуры коренных народов Прибайкалья» etno.pribaikal.ru
Образовательный портал «Знанио» «Юрта — традиционное бурятское жилище» автор Спиридонова Наталья https://znanio.ru/media/yurta-traditsionnoe-buryatskoe-zhilische-2665407?ysclid=lj5ck8dc7r825459570
Проект «Инфоурок» Презентация на тему «Костюм западных бурят» https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-kostyum-zapadnih-buryat-3662285.html?ysclid=lj5pqzywa475408461
Проект «Портал национальных литератур» https://rus4all.ru/traditions/20130212/723856983.h
https://autoeng.ru/articles/kak-vyglyadyat-natsionalnye-kostyumy-buryatov.html