Этнографическая карта Иркутской области

БЕЛОРУСЫ
ТАТАРЫ
ЧУВАШИ
ТОФАЛАРЫ
БУРЯТЫ

Татары Иркутской области

Общая информация

Татары — народ Российской Федерации, основное население Татарстан. Говорят на русском языке и татарском кыпчакской группы тюркского языка Верующие татары в основном мусульмане, в меньшей степени православные (культура, традиции татарские, но вера православная, имена и фамилии русские).

По данным Всероссийской переписи населения 2021 года численность чувашей в России составляет 4713669 человек. В Иркутской области – 12130 человек, занимают третье место по численности населения, проживающих на территории области.

В Иркутске действует с 1990 года Иркутская областная общественная организация «Татаро-башкирский культурный центр», у которой есть 13 филиалов по области. Основная цель организации — сохранение национальной самобытности, изучение, сохранение и развитие татарского и башкирского языков, национальных традиций и культуры.

Как оказались на территории Иркутской области 

На территории нынешней Иркутской области испокон веков жили в том числе и тюркские племена — об этом красноречиво говорят географические названия. Прежде всего это золотоордынские времена, когда монгольские и татарские племена кочевали по просторам Сибири. Есть упоминания о татарах в монгольских и бурятских писаниях, о татарах и башкирах во времена освоения Сибири при походах Ермака.

Более поздняя история татар и башкир относится к началу 20 в. В 1904 г на Черемховские угольные копи прибыли первые два вагона вольнонаемных башкир и татар. Часть из них позже вернулась на родину, но большая часть обосновалась в Черемхово. Позже на копи стали переезжать и крестьяне, приехавшие в связи со Столыпинской реформой. 

Татарские деревни были основаны переселенцами по Столыпинской реформе в 1911-1913 гг. Например, д. Черемшанка в Заларинском районе, д. Кулиш в Чунском районе, д. Шаховск в Аларском районе.

В 1921 г. на Поволжье разразился голод. Переселенцы из Поволжья пополнили население имеющихся деревень.

В 1931 г. в Черемхово прибыло два эшелона репрессированных спецпереселенцев из Башкортостана. Так, в Черемхово образовалась большая татаро-башкирская община. Репрессированные, раскулаченные, как правило, основывали «смешанные» деревни.

По государственной программе освоения Сибири и программе оседлого образа жизни большой поток переселенцев прибыл в Сибирь в конце 1930-х и 1950-е гг. В народе их называли «самоходками». Так появились новые поселения на территории Усть-Ордынского Бурятского округа с компактным проживанием людей трех-четырех национальностей. Например, с. Никольское в Эхирит-Булагатском районе, д. Харагун в Баяндаевском районе. Здесь дружно проживают буряты, татары, русские. В шутку себя они называют «бэ-тэ-эр».

Места компактного проживания

Черемховский район (г. Черемхово), Эхирит-Булагатский район (с. Никольское), Баяндаевский район (д. Харагун), Боханский район (п. Тараса, с. Хохорск), Осинский район (п. Оса, с. Хокта, п. Новоленино), Нукутский район (с. Хорёты — единственная деревня, где проживают крещенные татары), Чунский район (д. Кулиш, п. Веселый, п. Чунский, д. Паренда, д. Тарея, д. Мухино, д. Баер), Аларский район (д. Шаховская, п. Кутулик, д. Шульгина), Заларинский район (д. Сенная падь, с. Черемшанка, с. Холмогой, д. Романова, п. Залари)

Выдающиеся личности

Шайхулла Шафигуллович Шафигуллин (около 1853 – ?) — купец, основатель Иркутской соборной мечети. Гласный Иркутской городской думы (1906 –  1917).

Выходец из крестьян Казанской губернии. В Иркутске – с 1874. Известен торговый дом «Братья Шафигуллины», который занимался торговлей меховыми товарами и фруктами (1898). Вёл разведку золота на городских землях. В 1887 вместе с братом Загидуллой купил дом на Саламатовской улице с целью устройства молитвенного дома для мусульман. Позднее на территории дома построили мечеть. С 1906 – член исполнительной комиссии по благоустройству Иркутного предместья. С 1911 – член городского раскладочного по промысловому налогу присутствия; комиссии по разработке вопроса об упорядочении дел эксплуатации домов Самсоновых; учетного комитета банка Е. Медведниковой, член биржевого комитета по делам несостоятельных должников. По доносу муллы Баймуратова просидел по политическому обвинению более восьми месяцев в тюрьме (1916). Был исключен из состава гласных за непосещение заседаний думы.

Был награжден знаком отличия Св. Георгия 4-й ст., медалью участника Русско-турецкой войны, светло-бронзовой медалью в память 300-летия царствования дома Романовых.

Интересные факты
  • Если гость приходит в дом, то прежде чем предложить ему сесть, нужно обязательно что-то подстелить на сиденье, иначе его скот не даст приплода. Говорится, «Не подувши — на стул не посадят», т.е. сдуть все злые намерения. 
  • Если в дом зашел нежданный гость, то его приглашают за стол два раза, после чего гость просто обязан сесть за стол. Если гостя приглашают «формально» один раз, значит, его не желают посадить за стол. Если же гость не присел за стол после второго приглашения, то он оскорбил хозяев дома, и его уже никогда не пригласят за стол.
  • Существует обычай — дарить важному гостю дорогое вышитое полотенце.
  • В случае, если девушка принимает ухаживания молодого человека, то она дарит ему платок. 
  • Известный татарский «чак-чак» стряпают только по самым значимым событиям — новоселье, свадьба, рождение ребенка, реже на другие большие праздники.
  • Первую кружку чая хозяйка наливает себе, чтобы продемонстрировать гостям, что чай не отравлен.

Источники:

Информация предоставлена Иркутской областной общественной организацией «Татаро-башкирский культурный центр»

Народы и религии мира: энциклопедия Автор Гл. ред. В. А. Тишков; [Редкол.: О. Ю. Артёмова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский] Издательство Большая Российская энциклопедия Год издания 1998, 1999, 2000

Федеральная служба государственной статистики
https://rosstat.gov.ru/

Шафигуллин, Шайхулла Шафигуллович  ИРКИПЕДИЯ — портал Иркутской области: знания и новости (irkipedia.ru)