Этнографическая карта Иркутской области
Основным занятием татар-переселенцев было земледелие. Семьи вели единоличные хозяйства и имели участки под пашню — заимки. Распространенными видами занятий являлись животноводство, извоз, мелкая торговля, работа в копях, работа по частному найму, строительство, обработка металла, портняжное дело.
У многих переселенцев возникли сложности на новых сибирских землях. Особенно ярки они у жителей села Черемшанка, переселившихся в зимнее время, а весной обнаружили, что деревня была выстроена на болоте. В местах, где отсутствовала возможность активно заниматься земледелием, развивались промыслы: охота, рыбалка, бортничество и лесозаготовки.
Традиционный татарский дом сразу выделяется среди других своим внешним видом. Изба, ворота, калитка обильно украшена резными элементами, выкрашенные разными цветами. Отделка строений традиционно исполняет не только декоративные функции, но и служит оберегом. Некоторые хозяева до сих пор следуют традиции размещать у входа в усадьбу конскую подкову. Зачастую имеется палисадник с цветущими кустарниками (черемуха, сирень), невысокими, лишь дополняющими красоту дома. Должна быть скамейка. Самое главное поверье — хозяева обязаны соблюдать идеальную чистоту как во дворе, так и перед домом, иначе ангелы не будут охранять семью. Насладиться видом традиционных татарских домов можно, например, в Кутулике и Шаховске.
Внутри дома царит изобилие вышитых вручную изделий (занавески, подзоры, скатерти, покрывала, наволочки, полотенца) и очень большое количество подушек (традиционно татары держат большое количество гусей).
Макет женской одежды казанских татар
Казанские татары Иркутской области
Отличие татар от других мусульман заключается в том, что приняв мусульманскую веру, они сохранили свою культуру и продолжили носить традиционные костюмы.
Мужской костюм: рубаха светлая, на голове каляпуш, жилет темный (синий, черный) с вышивкой и короче рубахи, темные брюки, сапоги. У русских говорят: «Ты как татарин — без креста и пояса».
Женский костюм: светлое платье с воротничком, закрывающим шею, и украшено воланами снизу, расшитый жилет, на голове платок или калфак. У девушек вместо жилета светлый фартук, чаще всего белый, украшен вышивкой и воланом. На голове так же платок или калфак, прическа — две косы с монистами. В женском образе обязательно присутствуют украшения — это круглые бусы из янтаря или самоцветов, крупные серьги. Главное предназначение украшений уберечь их обладательницу от сглаза.
Крещеные татары Иркутской области (отличия от казанских)
Мужской костюм: шляпа на голове, рубашка подпоясанная.
Женский костюм: красная юбка-шотландка в клетку, специфичный калфак — как труба с длинным свесом, фартук без воланов, короткий.
Сабантуй (переводится сабан — плуг, туй — праздник) — самый известный татарский праздник, означающий завершение посевных работ, проводится до начала сенокоса, обычно в июне. Точной даты не имеет, число утверждается каждый год.
Сабантуй отмечается ежегодно на территории Иркутской области. Сначала проходит в районах — на территориях муниципальных образований, где определяются районные победители. Затем все районы собираются на областном сабантуе, где определяются лучшие из лучших участники.
В деревнях зачастую проводят обряд — накануне праздника наряженная группа людей отправляется с песнями на запряженной лошадью, чтобы собирать подарки по селу. Хозяева выносят подарки — крашенные яйца, сладости, отрезы ткани. Если в доме есть девушка на выданье, должны вынести вышитое полотенце, если невестка уже пришла в дом, то она выносит свое вышитое полотенце. Подарки навязываются на длинный шест, с которым ходят от дома к дому, а на другой день раздают победителям соревнований.
Для областного сабантуя подарки уже не собирают.
Программа сабантуя разнообразна:
фестивальная часть — соревнуются творческие коллективы;
спортивные состязания: корэш (национальная борьба), скачки по возможности, волейбол мужской и женский, мини футбол, перетягивание каната, поднятие гири;
национальные игры: перетягивание палки, бег с ведрами, наполненными водой, бег в мешках, бег в три ноги, бег с ложкой с яйцом, битье палкой горшков с закрытыми глазами;
конкурсы на лучшие блюда национальной кухни и лучшую презентацию подворья.
Фотогалерея областного праздника «Сабантуй» в пос. Белоречье Черемховский р-н (июнь, 2023 г.)
Осенний праздник Кас Омэсэ (кас — гусь, омэсэ — помощь) — праздник гусиного пера. Татары традиционно держат много гусей (20-50 шт.). Молодые женщины и девушки собираются все вместе поочередно у кого-то из них в доме, где надо заготовить гусей на зиму (гусей вялят, варят, замораживают). До недавней поры на празднике, проводимом в разных населенных пунктах, гусей и резали и щипали, но со временем посчитали, что это не этично. Теперь действие заменили на разделку вареного гуся на 40 частей на скорость, так же на скорость вяжут помазки.
Праздник сопровождается конкурсами загадок, пословиц, песен, танцев и лучшего национального блюда из гуся.
Совсем недавно в области начали возрождать осенний праздник урожая Сомбэлэ (переводится как имя светловолосой, голубоглазой девушки). На праздник выбирают девушку Сомбэлэ, предсказания которой должны сбыться для урожая следующего года. Проводится сначала в районах, затем областной. Программа аналогична сабантую, за исключением скачек и спортивных состязаний.
Еще один праздник, который возрождается на территории области, Печэн базарый (печэн — сено) — сенной базар. В г. Черемхово проводится ярмарка, на которой после покоса продают сено и прочие товары. Татары характеризуют данный праздник следующим выражением: «Сено заготовили, а хлеб еще не убираем». Т.е. проводится в начале августа после массового сенокоса перед началом уборки зерновых. Ярмарка сопровождается конкурсами песен, танцев, ремесел и сена.
Навруз, переводится как новый день (весеннее солнцестояние), тоже начали возрождать. В деревнях традиционно проводится не 22 марта, а перед началом посевной. Катают яйца, чтобы урожай был богатый, чтобы трактора работали, чтобы зерна были крупные. Поют песни.
В городах проводится 22 марта, но не связан с началом посевной. В программе праздника концерт, фестиваль национальной культуры. Проводился в последние годы в Черемхово, Ангарске и Иркутске.
Источники:
Информация предоставлена Иркутской областной общественной организацией «Татаро-башкирский культурный центр»
«НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ» Татары Иркутской области, Академия наук республики Татарстан, Институт языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова, Казань 2021