Этнографическая карта Иркутской области

БЕЛОРУСЫ
ТАТАРЫ
ЧУВАШИ
ТОФАЛАРЫ
БУРЯТЫ

Тофаларские традиции

В 30-е годы в Тофоларии были построены три поселка: Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара. Началось строительство школы, библиотеки, больницы, магазина, административного здания. Вокруг этого очага начали возводить жилища для семей тофов. Переход к оседлой жизни проходил трудно. Женщины и дети жили в поселках, мужчины-охотники кочевали традиционными маршрутами: в охотничий сезон расходились по своим угодьям, далеко от дома. К новой жизни приспосабливались долго. Тофы, не умевшие жить в деревянных домах, летом ставили чумы во дворах и спали там. Изначально в этих поселках поселились и русские. Возникли прочные соседские, дружеские, а позднее и родственные связи. Культура русских быстро проникла во все области жизни тофов. Им пришлось приспосабливаться к новым условиям жизни, овладевать новыми видами хозяйственной деятельности: земледелием, стойловым разведением крупного рогатого скота, сенокошением. Кочевое оленеводство было преобразовано в отгонное со сменными пастухами. В быту меньше стали носить традиционные одежды, сшитые из оленьих шкур, детей обучали на русском языке в интернатах.

Тофы как этнос малочисленны, и сохранить культурные особенности и народные традиции этому малому народу нелегко. Как бы ни была отдалена Тофалария от большой земли, она живет в современном мире. Интернет, спутниковое телевидение, посещения туристов, соседство с русскими, – все это вносит неизбежные изменения в национальную культуру и быт тофов. Этническая память жива, и, пока живы тофы, родившиеся в начале XX века, еще есть возможность сохранить традиции народа. 

Жилище

Изначально тофалары жили в чумах канонической формы, из деревянных жердей. Чум ставили так, чтобы дверь стояла к востоку. Зимой чум покрывали ровдугой (замшей из шкуры изюбря или лося), летом — берестой. Чум делился на женскую (справа от входа) и мужскую (слева) половины. Стойбище (поселение в форме группы чумов) тофаларов обычно насчитывало от 2 до 5 чумов, летом — до 10.
Лишь с переходом на оседлый образ жизни в начале XIX века получили распространение рубленые дома. Стремительный переход от кочевничества к оседлому образу жизни изменили весь исторически сложившийся быт тофов, началось нивелирование культурных особенностей. 

Традиционный костюм

Круглогодично мужчины носили кожаны — одежду из выделанных оленьих шкур. Зимой надевали кожаны с мехом внутри. Шкуры сшивали жилами зверей, также использовали подшейные волосы оленя. На мужской кожан прикрепляли черные ленты, выкладывая из них геометрические узоры. Мужчины носили летом войлочные шапки, зимой — меховые, которые подвязывали под подбородком.

Женские расшивались цветными ленточками. Сверху кожан подвязывался поясом. Застежка делалась на правую сторону у мужчин и у женщин. Женщины летом носили штаны и платья из тонких материалов, которые покупали у русских купцов. Девушки шили узкие туники, женщины старшего возраста — более короткие и широкие. У платья делали отрезную верхнюю часть, от которой закладывали складки. Полочки, рукава украшали лентами, вышивкой. Кроме платьев, шили юбки в пол, халаты с поясом. Праздничные платья делали из шелка. Женщины покрывали голову платками, обматывая их вокруг головы. Нарядный головной убор представлял собой красный платок с кистями. Богатые тофаларки расшивали головные уборы и одежу бисером, низ одежды и рукавов отделывали мехом. На праздники надевали много украшений: бусы, кольца, браслеты. На ногах носили унты (теплые сапоги мехом внутрь), летом — тонкие сапоги из оленьей кожи.

Родовые обряды и народные праздники

Общение родов между собой сопровождалось обрядами. Близ пос. Алыгджер выявлено место совершения родовых обрядов «Заяш». Это священное место молельни, где были камни, ленточки, которые повязывали на дерево, раскуривали на костре душистые травы, брызгали и пили чай, водку.

Несколько соседних родов, раз в году, весной объединялись после отела важенок для совместного проживания «на белках». М.С. Ерина и П.Н. Унгуштаев называют место сбора – вершину Уткумы. Такой родовой праздник именовался «Тайя оросы», что в переводе означало – угощение на жимолостной террасе в горах. Срок пребывания «на белках» – месяц. На это место съезжались и тувинцы, и буряты, ставили около 20 чумов, варили пищу, устраивали обряд камлания, подносили дары духу-хозяину, водили хороводы, играли. Люди жгли костер, вокруг которого играли в аргамчы (национальная игра с арканьей веревкой), играли на гармошке, плясали под мандуурху (самодельная балалайка). Женщины парами танцевали восьмерку – «землю притаптывали. Земля красная становилась, трава вырастала на другой только год. Пели веселые и грустные песни. Девки красиво были одеты, танцевали, а мы дети, смотрели». По окончании срока пребывания «на белках» юрты разбирались, аладжи (жерди) оставались до следующего года.

Суглан – сбор, съезд представителей всех родов: Чогду, Кара Чогду, Хааш, Сары Хааш, Чептей (всего 5 родов) – носил административный характер. На Суглане выбирался щуленга (глава племени), решались вопросы раздела участков, охотничьих угодий, начала и окончания сезона, в том числе определение сроков и места проведения следующего Суглана во второй половине декабря. Место менялось, так как съедался мох, который является основной пищей оленя. Тофы вспоминают, что Суглан проводился в верховьях реки Рубахино – местечке Сасырке. К Суглану приурочивалась ярмарка, где производился натуральный обмен: меняли пушнину, струю кабарги на самогон у русских. С приходом русских здесь же проводилось венчание новобрачных и крещение новорожденных.

Аргамчи-Ыры — возрожденный традиционный праздник народа тофов. Название переводится как «Арканьи игры».

Из истории: «Аргамчы-Ыры» – общеродовой праздник, как у русских Троица. Для проведения праздника выбирали красивое место, куда приезжали тофы из нескольких соседних стойбищ с оленями. Начиналась эта стоянка в июне (месяц травы), а заканчивалась в августе (грибной месяц).

В настоящее время праздник включает в себя проведение различных обрядовых игр-состязаний с воссозданием этнографической обстановки. Важный этап праздника — это спортивные состязания по: национальному многоборью, метанию аркана, конным скачкам. Победитель состязания получает звание «Мэргэн Тофаларии».

Источники:

ИОГБУК «Центр коренных народов Прибайкалья». Основные сведения о тофаларах https://etno.pribaikal.ru

https://www.culture.ru/materials/50976/ischezayushie-narody-rossii-tofalary

https://travelask.ru/articles/tofalary-tofa-karagasy-malochislennyy-sibirskiy-etnos-s-glubokimi-kornyami

https://culture38.ru/news/prazdnik/argamchi-yry-bolshoj-prazdnik-tofalarskogo-naroda/

Тофалария: прошлое и настоящее: фотоальбом / сост.: Н.И. Ленкова; ред. Г.М. Кородюк; фото: С. Падалко, С. Игнатенко, Н. Ленкова; Министерство культуры и архивов Иркутской области, Областной центр народного творчества и досуга. – Иркутск: ОЦНТиД, 2009. – 70 с.

Иркутский областной дом народного творчества «АРГАМЧИ-ЫРЫ» http://www.iodnt.ru/nkn/2324-argamchi-yry