Этнографическая карта Иркутской области
Буряты — народ в России, коренное население России (республики Бурятии, Иркутской и Читинской областей). Говорят на русском и бурятском (различных диалектах) языках. Верующие буряты исповедуют буддизм, шаманизм, православие.
По данным Всероссийской переписи населения 2021 года численность бурят в России составляет 460053 человек. В Иркутской области — 74746 человек, занимают второе место по численности населения, проживающих на территории области.
Основные бурятские рода, проживающие в Иркутской области: эхириты, булагаты, хонгодоры, хори.
На сегодняшний день в регионе зарегистрировано восемь национально-культурных бурятских объединений, среди которых иркутская областная общественная организация «Центр бурятской культуры»; бурятская национально-культурная автономия «Гэсэр» и другие.
До конца XVII века в Прибайкалье не было государственных границ, разнородные этнические группы свободно передвигались в пределах от Байкала до пустыни Гоби. Основную их часть составили монгольские племенные группы (они же принесли и монгольскую основу бурятского языка), но кроме них в состав бурят вошли местные тунгусские и тюркские племена.
Только с установлением в 1727 г. русско-китайской границы это передвижение прекратилось, и появились условия для формирования бурятской народности.
В XVII в России начинают появляться первые сведения о бурятах, когда в «Братскую землю» пришли казаки. Первые известия о бурятах русские служилые получили в 1609, когда название упоминается в документах Сибирского приказа. С этого времени начата, добровольное вхождение бурятских племен в состав Русского государства. Процесс этот занял несколько десятков лет. После присоединения к России бурятам было предоставлено право свободно исповедовать свою религию, жить согласно своим традициям, с правом выбора своих старейшин и глав.
В Иркутской области действуют 16 бурятских национально-культурных автономий. Наиболее активны автономии Иркутского района, Боханского района, Аларского района, Баяндаевского района, Нукутского района, Осинского района, “Родословная” г. Ангарск, Ольхонского района, “Тоонто” с. Одинск.
Доржи Банзаров (1822 -1855), бурятский ученый.
Первый представитель бурят, получивший в XIX веке высшее образование по передовому западному образцу, в последствии ставший ученым. Прославился трудами и исследованиями, посвященными монголоведению. Самой значительной публикацией научного наследия ученого является книга «Черная вера, или шаманство у монголов».
Последние 5 лет своей короткой жизни провел в Иркутске, снимал комнату в доме казачьего урядника Бутакова, недалеко от улицы Большая (Карла Маркса), дом сгорел во время иркутского пожара 1879 года. Служил чиновником по особым поручениям, который напрямую подчинялся генерал-губернатору Восточной Сибири. На момент его назначения этот пост занимал Николай Николаевич Муравьев-Амурский.
В Иркутске, находясь в стесненных условиях чиновничьей жизни, не переставал заниматься своим любимым делом: внес много исправлений монгольских названий на географических картах: жилых мест, гор, рек, озер; пояснил на карте пункты китайской границы в соответствии с российскими и маньчжурскими данными; совершал поездки в Тункинский край для исследования происхождения сойотов и их соседей урянхайцев (тувинцев); занимался изучением древних надписей Мангутской пещеры; изучал историю перехода различных монгольских племен через границы в сторону Байкала; завершил исследование «Объяснения монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингисхана», начатое в Петербурге; и много другое.
Был похоронен на Иерусалимском кладбище города Иркутска, могила утеряна. В 2020 году на территории историко-мемориального комплекса «Иерусалимская гора» был установлен памятный знак Доржи Банзарову — первому бурятскому ученому.
Матвей Хангалов (1858, улус Закулей, Унгинское ведомство, Балаганский уезд Иркутской губернии – 1918, улус Бильчир, Иркутская губерния).
Крупнейший бурятский ученый-этнограф, педагог и просветитель. На протяжении сорока лет собирал материалы по этнографии, семейному быту, общественному строю, шаманству и фольклору бурятского народа, сохранив тем самым от исчезновения ценнейшие памятники материальной культуры.
В различных сборниках и изданиях Русского географического общества им напечатаны десятки образцов устного и поэтического творчества бурят. Среди них произведения разных жанров: легенды и предания, улигеры и сказки, приметы и поверья, песни и благопожелания. Лучшим прижизненным изданием, знакомившим Русского читателя с народной поэзией бурят, является «Балаганский сборник». В сборнике собраны улигеры, генеалогические предания, сказки, приметы, поверья, исторические песни.
В Иркутском областном краеведческом музее и Государственном архиве Иркутской области находятся на хранении труды, полевые дневники и личные документы М.Н. Хангалова.
В селе Бильчир Боханского района Иркутской области есть дом-музей его имени.
Сказители-улигершины
Героико-эпические сказания — улигеры (ульгэр) являются основными в системе жанров устно-поэтического творчества бурят. По своей форме это большие стихотворные эпопеи, средний объем которых составляет от 2 до 5 тысяч, а более крупных — от 9 до 20 тысяч и более стихов. Исполнение улигеров сопровождалось иногда игрой на хуре — древнем смычковом музыкальном инструменте (чаще на левобережье Ангары, в Алари и Унге). Голос поющего сказителя-улигершина и звуки хура, сливаясь, создавали единое гармоничное целое. Напев соответствовал местной песенной традиции. Сказитель воспринимал его вместе с улигерами от своих предшественников, учителей.
Пёохон Петров
Пёохон Петров (1866-1943) родился в улусе Хадаахан на Уйга — острове реки Ангары близ Балаганска Нукутского района Усть-Ордынского округа. Носитель культуры своего народа, великолепно знал его обычаи и обряды, умел читать книгу природы и толковать ее знаки и приметы. Лучшим гид — краевед открытого в 1934 г. колхозного музея. Обладатель большого шаманского дара.
С детских лет успешно прошел народную школу сказительского усовершенствования, чтобы стать «образцовым улигершином, донесшим до нас традиционное «унгинское» исполнение улигеров». Он знал до двадцати больших эпических произведений, которые вкупе составляют свыше 100 тысяч стихотворных строк. А если сюда добавить десятки высокохудожественных сказок, множество легенд и преданий, пословиц и поговорок, загадок и шаманских песнопений, то все это составило бы многотомную библиотеку, которую улигершин П. Петров хранил в памяти, мог наизусть воспроизвести любую страницу народно-поэтического творчества.
Папа Тушемилов
Папа Тушемилов (1877-1954) родился в улусе Нижний Мельхитуй (Баян Жалга) Нукутского района Усть-Ордынского округа, принадлежал к олзоеву роду. Ззнал свою родословную до 21 колена. Кроме сказительского мастерства хорошо владел искусством народной медицины, стал признанным знатоком народной хирургии.
П. Тушемилова можно назвать потомственным улигершином, с семи лет он рассказывал сказки, легенды, улигеры, удивляя окружающих. Учился игре на хуре и мастерству исполнения текстов от отца, деда и дяди Петхоба. Стал популярным во всем Приангарье певцом и исполнителем песен, сказок, улигеров.
Знал более 10 крупных улигеров, более 60 сказок, многочисленные загадки, разные предания и шаманские заклинания. Прекрасно исполнял песни в сопровождении двухструнной скрипки, которую он использовал вместо хура. Его эпический репертуар насчитывал свыше 30 крупных сказаний: «Аламжа Мэргэн» «Хараасгай мэргэн», «Алтан Шагай мэргэн» и др.
Маншут Имегеев
Маншут Имегеев (1849–1908 гг.) родился в 1849 году в улусе Кукунут Кудинского ведомства (ныне Эхирит-Булагатского района).
Впервые в научной литературе имя Маншута Имегеева стало известным в Западной Европе – в Лондоне. В 1900 г. этнограф и фольклорист Ж. Куртен одним из первых записал улигер «Гэсэр» у сказителя. Земляки рассказывали, что учёный увез сказителя в Усть-Орду, там десять дней слушал его улигеры. В 1909 году Куртен выпустил в Лондоне книгу «Путешествие в Южную Сибирь», куда включил и образцы бурятского фольклора.
А в 1907 году профессор Ц.Ж. Жамцарано записал от 57-летнего Маншута Имегеева такие крупные эпические произведения как «Гэсэр», «Ошор Богдо хубуун», «Хурин Алтай хубуун», «Ерэн таба наhатай Ерэнсей ехэ убэгэн», «Ябаган тумэр тэргэтэ Бухэ хара хубуун». Грандиозная бурятская эпопея «Гэсэр» хранилась 24 года в Азиатском музее Петербурга, а впоследствии – в библиотеке Института востоковедения АН СССР.
Источники:
ИОГБУК «Центр культуры коренных народов Прибайкалья» etno.pribaikal.ru
Народы и религии мира: энциклопедия Автор Гл. ред. В. А. Тишков; [Редкол.: О. Ю. Артёмова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский] Издательство Большая Российская энциклопедия Год издания 1998, 1999, 2000
Федеральная служба государственной статистики
https://rosstat.gov.ru/
«Дзен Платформа», Irkutskmedia.ru, Иркутск — последнее пристанище первого бурятского ученого, 26 апреля https://dzen.ru/a/ZEiOwptxn0iGkAM7
Проект FB.ru, «Ученый Доржи Банзаров: биография, достижения и интересные факты» https://fb.ru/article/371177/uchenyii-dorji-banzarov-biografiya-dostijeniya-i-interesnyie-faktyi?ysclid=lj5q5k8ga176355180
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 7/2012, «Доржи Банзаров в Иркутске», автор Е.И. Лиштованный
Иркипедия, Хангалов Матвей Николаевич, http://irkipedia.ru/content/hangalov_matvey_nikolaevich?ysclid=lj6i9rn4fy499500878
ВЕСТНИК ИрГТУ №1 (84) 2014, «ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М.Н. ХАНГАЛОВА В АРХИВНЫХ ФОНДАХ гг. ИРКУТСКА И УЛАН-УДЭ», автор И.А. Дамбуева
Иркипедия, Героический эпос бурят, http://irkipedia.ru/content/geroicheskiy_epos_buryat?ysclid=lj559842d4175883152
Петров Пёохон https://persons.i-bur.ru/petrov-pjookhon?ysclid=lj55o8eq6y989128081
Тушемилов Папа https://persons.i-bur.ru
ИА «Байкал инфо», Текст: «Сказители земли Усть-Ордынской» , Окружная правда , № 5 от 10 февраля 2022 года , #Культура http://baik-info.ru/skaziteli-zemli-ust-ordynskoy?ysclid=lj55rvl4ml761326130
Проект «Дзен», Первый Байкальский. Путешествия и экология. «Не есть вилкой творог и не хвалить детей! Спросили у шамана о самых необычных бурятских табу», 27.01.23 https://dzen.ru/a/Y9OZC4WF5V2WNJRc